Федеральное казначейство
официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru
Исторический экскурс
Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея – должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постоянно росла казна, что требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в ХV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.
Вместе с тем, системной организации государственных финансов до Петра I не существовало.В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная, или Казначейская, контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.
Дальнейшее совершенствование российская финансовая система получила в период правления Екатерины II. В 1775 г. в каждой губернии создаются Казенные палаты, которые начинают выполнять функции представительства финансовых органов на местах.
История создания Саратовского казначейства естественным образом совпадает с процессом образования казначейской системы Российского государства.
В 1781 г. в Саратовской губернии образованы Казенная палата и Губернское Казначейство. Одновременно появились и некоторые уездные Казначейства: Аткарское, Петровское, Саратовское, Хвалынское.
В XIX в. деятельность Саратовского казначейства существенно преобразилась в связи с реформами и изменениями, проводимыми в финансовом устройстве государства Российского. С 1880 г. действуют уездные Казначейства, как самостоятельные учреждения, получившие новый статус и занимающие специальные помещения или целые здания. Наступивший ХХ в. стал для Казначейства Российской империи и Саратовской губернии вершиной их деятельности. Показательно то, что в губернском центре, крупнейшей базе казначейских операций, ежедневно обслуживалось более 700 человек.
В конце XIX – в начале XX вв. совершенствовалась структура казначейств. Увеличивался штат. Кадровый состав отличался стабильностью, долголетней службой.
Губернская власть и Казначейство размещались в одном здании, построенном в начале XIX в. на улице Губернаторской (ныне ул. Радищева). В XIX в. здание дважды горело, но было восстановлено и сохранилось до наших дней (ныне это Музыкальное и Хореографическое училище).
Увеличение объема работ, возрастание численности клиентов привели к необходимости пост-ройки специально спроекти-рованного здания. По проекту архитектора Ю.Терликова на пересечении улиц Вольской и Б. Кострижной (ул. Сакко и Ванцетти) построено здание Казначейства и Казенной палаты. И поныне найдется немного зданий, сравнимых с ним по архи-тектурному рационализму, продуманности, удобству планировки и неповторимости внешнего вида.
С октября 1917 года по 1995 год казначейства как системы в Саратовской области не существовало.
Возрождение системы федерального казначейства в области началось в 1995 г. с момента организации на территории области Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области и его отделений.
В мае 1995 года Саратовским казначейством начато выполнение первых функций по исполнению федерального бюджета и обслуживанию бюджето получателей. С февраля 1996 года органами федерального казначейства начато осуществление учета и распределения федеральных регулирующих налогов и финансирование расходов федерального бюджета за счет доходов, собираемых на территории Саратовской области
С апреля 1999 года начато казначейское обслуживание бюджета Саратовской области по доходам и несколько позже – бюджетов муниципальных образований.
Применение современных технологий – основа работы Саратовского казначейства по исполнению бюджетов всех уровней:
в 2000 году реализован проект «Клиент федерального казначейства», позволивший исключить ручной ввод платежных документов специалистами казначейства, автоматизировать функции предварительного и логического контроля реквизитов платежных документов клиентов, ускорить процесс проведения электронных расчетов клиентов;
с 1 января 2001 года в полном объеме централизованы доходные и расходные счета федерального бюджета;
в 2002 году реализовано автоматизированное формирование Сводного мемориального ордера и главной книги Управления;
в 2003 году реализован проект «Централизация бухгалтерского учета по исполнению расходов федерального бюджета на уровне Управления»;
в 2004 году внедрена в режиме эксперимента технология кассового обслуживания получателей бюджетных средств в режиме «удаленного рабочего места»;
в 2005 году отделения включены в систему электронных расчетов Банка России через ведомственную телекоммуникационную сеть органов Федерального казначейства. В соответствии с Постановлением Правительства России от 1 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе» Главное Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и его территориальные органы реорганизованы в Федеральное казначейство, которому придан статус Федеральной службы и переданы правоприменительные функции Министерства финансов Российской Федерации по обеспечению исполнения федерального бюджета.
Сегодня в области работает Управление Федерального казначейства и 39 его территориальных отделений, сформированных по административно – территориальному принципу. Саратовское казначейство в полном объеме:
- выполняет возложенные на него функции по исполнению федерального бюджета, не допуская сбоев в кассовом обслуживании,
- проводит единую государственную бюджетную политику на территории Саратовской области,
- содействует эффективному управлению доходами и расходами федерального бюджета, осуществляет кассовое обслуживание областного бюджета и учет доходов консолидированного бюджета области,
- осуществляет контроль за поступлением, целевым использованием государственных средств,
- является пилотным центром Федерального казначейства по отработке новых технологий.
В 2012 году исполнилось 20 лет со дня возрождения казначейства в России. За эти годы оно прошло сложный путь развития. Изменялись функции и направления деятельности, но основным приоритетом было, есть и остается совершенствование казначейских технологий по исполнению бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.